Союзмолоко оставит иностранным производителям лишь дырку от сыра

Дата: 23/08/2012 г.

Украинские, белорусские и прибалтийские производители сыра в скором будущем могут забыть о таких популярных брендах, как «Российский», «Костромской» и «Пошехонский». Ассоциация «Союзмолоко» решила зарегистрировать на себя эти товарные знаки и выдавать права на их использование лишь отечественным компаниям. Правда, юристы сомневаются, что Роспатент удовлетворит заявки: словесный элемент «Российский», к примеру, является неохраняемым.

В начале августа Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) подал в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков «Российский», «Костромской» и «Пошехонский» по классу сыров, свидетельствуют материалы патентного ведомства. «Мы провели совещание с сыроделами и приняли совместное решение, чтобы наш союз как объединяющая производителей организация и некий независимый арбитр подал эти заявки», — заявил РБК daily председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко.

Ассоциация инициировала регистрацию этих знаков на основании концепции коллективного бренда, подчеркнул он. «Мы четко зафиксировали условия пользования этими знаками в случае получения прав: любое предприятие на территории России может их использовать, если его продукция соответствует требованиям ГОСТа. При этом оно должно быть членом ассоциации». Платить за пользование товарными знаками компаниям не придется, уверяет г-н Даниленко.

Это одна из форм защиты отечественного производителя, поясняет собеседник РБК daily: «Сегодня сложилась абсурдная ситуация — традиционно российские продукты производят в других государствах, а затем ввозят в Россию. Сыры российский, костромской и пошехонский выпускают белорусские, украинские, прибалтийские и даже западноевропейские предприятия. Но, к примеру, сыр пармезан может изготавливаться только в Парме».

В случае регистрации прав на сырные знаки предприятия, которые располагаются за пределами Таможенного союза, вообще не получат прав на их использование. Производители Белоруссии и Казахстана могли бы их использовать при определенных условиях, добавляет представитель Союзмолока.

Сыры российский, костромской и пошехонский являются самыми потребляемыми в России. В стране производством сыров занимаются около 450 предприятий, и каждое из них выпускает определенные объемы продукции под этими брендами. По данным Союзмолока, десять лет назад сыры российский, костромской и пошехонский занимали более 50% рынка, сейчас их доля снизилась до 30%. По итогам 2011 года объем потребления сыра в России составил 709 тыс. т.

В настоящее время членами Союзмолока являются более 3 тыс. предприятий по производству и переработке молока России и Белоруссии, в том числе компании PepsiCo и Danone.

Товарные знаки «Российский», «Костромской» и «Пошехонский», если речь идет именно о словесных обозначениях, не будут зарегистрированы, поскольку у них отсутствует различительная способность, уверен партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Роспатент четко указывает, что словесный элемент «Российский» является неохраняемым, добавляет он. «Если даже предположить, что знаки все-таки будут зарегистрированы, можно будет легко оспорить это в суде или защитить свои права через антимонопольные органы», — говорит юрист.

Теоретически Союзмолоко может попытаться зарегистрировать знак, сочетающий в себе название сыра и свое фирменное наименование, например «Российский Союзмолоко», и предложить его членам ассоциации. Другим вариантом было бы патентование самой технологии производства сыра под названием «Российский», но это еще более сложный процесс, поскольку можно столкнуться с интересами его «изобретателей» еще с советских времен, добавляет г-н Зеленин.

Источник: РБК Daily