Будут ли называть именем - Холлофайбер?

Дата: 04/07/2011 г.
]]>Версия для печати]]>

Одно из самых необычных имен может появиться в списке отечественных ономастов (прим.: ономастика - наука об именах). В компанию «Термопол» (владелец бренда «Холлофайбер») поступило обращение москвича Игоря Соколова с вопросом о возможности использовать слово «холлофайбер» в качестве имени...

«Могу ли я, - пишется в обращении, - официально назвать или назваться именем Холлофайбер? Не возникнет ли у меня правовых проблем с вашей компанией?»

«Товарный знак «Холлофайбер» - это символ, предназначенный в первую очередь для чёткой и однозначной идентификации производителя и товара, в этот символ мы закладываем понимание высокого качества нашего продукта, - размышляет генеральный директор ООО «Термопол» Александр Боначёв, - а в случае с обращением по поводу имени нет ни идентификации в сфере наших интересов, ни гарантии качества. Вряд ли мы поддержим такую инициативу, но и запрещать, разумеется, не будем».

Интересно, что в 2010 году Федеральная служба по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ) признала обозначение «ХОЛЛОФАЙБЕР» - общеизвестным товарным знаком.

В компании также напомнили, что в соответствии со Статьей 1229 ГК РФ нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров... Имя же не подпадает ни под одно из предусмотренных Законодательством РФ ограничений.

Любое имя может иметь место на существование, но не вступает ли это мнение в конфликт с патентным правом?

«С точки зрения патентных экспертов, использование в имени человека обозначения, воспроизводящего товарный знак, не будет являться нарушением», - прокомментировали необычное обращение в Агентстве "Ермакова, Столярова и партнеры" (http://pattrade.ru).

По мнению Евгения Злотникова (патентный поверенный №897), "...человек, безусловно, вправе выбрать себе такое имя, какое хочет. Использование в имени слова, являющегося известным товарным знаком, не будет нарушением прав его владельца. Однако, если человек, поменявший свое имя на Холлофайбер, захочет заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя и будет использовать это обозначение для целей ее индивидуализации в случае, если эта деятельность будет связана с товарами, в отношении которых зарегистрирован товарный знак (например, продавая синтепоновые материалы под вывеской: "Товары от Холлофайбера"), то такие действия можно рассматривать как нарушение права на товарный знак" (www.copyright.ru)

В компании «Термопол» заявили, что уже неоднократно фиксировали совершенно различные виды написания «холлофайбер» в никнеймах (никах; англ. nickname) - сетевых псевдонимах в блогах, чатах, форумах, и не возражали против такого использования в отличие от коммерчески незаконного маркирования, к примеру, синтепоновой продукции брендом «Холлофайбер».

Бывали и курьезы с именем Холлофайбер. Школьники обращались в компанию за биографией якобы существовавшего средневекового немецкого алхимика Иогана Холлофайберга, который-де изобрел рецепт удивительной синтетики с невероятными свойствами.

Нельзя отказать автору обращения Игорю Соколову и в предприимчивости: «Если возражений с вашей стороны нет, - можно ли рассчитывать на какую-то разовую или ежегодную фиксированную компенсацию от вашей компании, ведь в случае такого «наименования» пожизненная реклама вашего бренда будет обеспечена?», - написал он.

«Термопол» ответил на этот вопрос так: «Компенсации за личное имя не предусмотрены. Однако заработать на бренде «Холлофайбер» и огромном ассортименте нетканых материалов, выпускаемых нашим заводом - можете, ведь используются такие материалы практически во всех отраслях промышленности: от атомной до аэрокосмической, а применить «Холлофайбер» элементарно даже в бытовой продукции (подушках, игрушках матрасах, мебели, одежде и т.п.), которая может обеспечить куском хлеба любого, кто хочет заработать СВОИМ трудом».

Вопрос поступил через форму on-line общения посетителей сайта с экспертами компании «Термопол» - «Вопрос-ответ» www.thermopol.ru/vopros.php 26.01.2011 г., однако уже на следующий день в интернете развернулось бурное обсуждение этой темы. Пользователь Наталья сообщила: «У меня дочь Лада. Есть такой товарный знак ( Автоваз машинки такие выпускает). Что - то никаких сложностей не возникло. Назвали и назвали, как все. От того, что появилась Фирма Мерседес, не перестали так девочек называть». А EVA поинтересовалась: "Веселая" жизнь у ребенка будет, больше поиздеваться не над кем?» Множество абсолютно полярных мнений систематизировала электронная система посетителей. Парадоксально, но почти половина интернет-сограждан (45%!) - в альтернативу тем, кто оценивает как «полный идиотизм» - считают, что можно называть и называться именем бренда: 1) если это выгодно и 2) если это не противоречит морали. «То есть для половины из нас человек с именем-брендом - это нормально?!..» - недоумевает Volfika.

В мировой практике имена и товарные знаки - «близкие родственники». Самую романтическую и успешную для бизнеса и технологии историю хранит предание концерна «Даймлер-Бенц». Модель первого образца двухместной гоночной машины была названа Mercedes, в честь дочери одного из совладельцев компании - австрийского предпринимателя, дипломата и заядлого автогонщика Эмиля Еллинека. На этом автомобиле улучшенной конструкции на очередных гонках в марте 1899 года Еллинек одержал победу, прославив на весь мир фирму «Даймлер» и название «Мерседес». С этого времени все легковые автомобили фирмы «Даймлер» стали выпускаться под маркой Mercedes. Сам же первый Mercedes послужил базой для создания более совершенной машины «Мерседес Симплекс», открывшей эру наиболее мощных и комфортабельных автомобилей этой марки. Daimler решил использовать удачное имя и зарегистрировал это название. как торговую марку в 1902 году. А для персонально построенного автомобиля господина Эмиль Елинек было выдано собственное имя: "Emile Jelinek-Mercedes".

Каково же будет решение Игоря Соколова - вопрос открытый...


Полный текст обращения, присланного в компанию «Термопол»:

«Здравствуйте! Мне очень нравится чёткое, бр-р-р-рутальное, с раскатистым «р-р-р-р», ёмкое, с лаконично-переливными «ЛЛ» - слово «ХОЛ-ЛО-ФАЙ-БЕР». Сразу на такое необычное слово, несмотря на некоторую внешнюю сложность, обращаешь внимание, запоминается оно раз и навсегда. Вижу в этом особенную прелесть. В связи с этим у меня есть совершенно необычный вопрос. Не удивляйтесь и не воспринимайте его как шутку. Итак, я знаю, что ваша компания трепетно и тщательно оберегает слово «холлофайбер» как товарный знак, как бренд, и никому не позволено употреблять ваше слово «холлофайбер» без вашего согласия. Могу ли я, исходя из этого... - не удивляйтесь, повторю ещё раз!.. - официально назвать или назваться именем Холлофайбер? Не возникнет ли у меня правовых проблем с вашей компанией? И ещё. Если возражений с вашей стороны нет, - можно ли рассчитывать на какую-то разовую или ежегодную фиксированную компенсацию от вашей компании, ведь в случае такого «наименования» пожизненная реклама вашего бренда будет обеспечена? Спасибо. Игорь Соколов, Москва». I.sokol1977@mail.ru


Дополнительная информация на тему

Психолог Джон Треин подготовил книгу самых несуразных наименований, от которых страдают некоторые американцы. Например, семья Май из Нового Орлеана выбрала для своих дочерей имена: Му, Ву, Гу. А семья Джексонов из города Чикаго заклеймила своих пятерых деток, назвав их: Менингит, Ларингит, Аппендицит, Перитонит, Тонзиллит.
Некоторое время назад во Франции жила семья, лишенная самой обыкновенной... фамилии. Вместо нее она «носила» набор цифр - 1792. А четыре сына в этой семье носили имена... месяцев года. Таким образом, в паспорте и других документах это выглядело так: Январь 1792, Февраль 1792, Март 1792 и Апрель 1792. Последний представитель этого странного рода, «господин Март 1792», умер в сентябре 1904-го года.
В Латинской Америке родители любят давать детям экзотические имена. Беглый просмотр телефонной книги Венесуэлы выявляет такие имена, как Тадж-Махал Санчес, Элвис Пресли Гомес Морило, Дарвин Ленин Хименес и даже Гитлер Юфемио Майора.
В Эквадоре это привело к тому, что управление регистрации гражданского состояния отказывалось выдавать документы лицам с экстравагантными или оскорбительными именами.
Среди "шедевров", придуманных жителями провинции Манаби, где живет особенно много таких эквадорцев, встречаются Суперкрепкий Цемент, Спортивная Кавалькада, Трудная Футбольная Победа, Лапа Цыпленка, Международный Конфликт.
В Швеции живет малыш, которому родители дали необычное, но звучное имя - Оливер Гугл. Его отец, имеющий кандидатскую степень по поисковому маркетингу, решил назвать так своего ребенка в честь любимого поисковика Google. Хорошо, что жена была не против. Например, в Италии молодая мать подала в суд на мужа за то, что он без ее ведома дал их новорожденному ребенку имя скаковой лошади. Пока женщина была в роддоме, ее супруг сходил в ЗАГС и зарегистрировал сына как "Варенне Джампауло". Именем Варенне в Италии зовут скакуна, который считается в стране практически национальным героем, а Джампауло - это ее наездник. Во время регистрации сотрудник ЗАГСа был несколько удивлен, однако папаша поклялся, что его жена дала согласие на такое имя для отпрыска. История закончилась судебным разбирательством.
И в России есть подобные примеры. В ЗАГСе подмосковного города Королева зарегистрировано необычное имя - Виагра. Счастливые родители - водитель Николай и домохозяйка Анастасия объясняют свой выбор тремя причинами. Первая из них - красота и оригинальность имени, вторая - долгожданному зачатию ребенка поспособствовал одноименный препарат, а третья причина - давняя любовь к группе "ВИА Гра". А в Нижнем Тагиле родители назвали свою дочурку, родившуюся в День Независимости, коротко и ясно - Россия.
Психологи бьют тревогу: такие дети могут иметь массу проблем во взрослом возрасте.
Особенно если ассоциации, которые вызывает необычное имя у посторонних, не соответствуют личностным качествам ребёнка. "Чем необычнее имя, тем сильнее оно привлекает внимание посторонних. С детства такой ребёнок будет ощущать свою необычность, отличие от других. Это, естественно, оставит на психике очень глубокий след. Здесь на родителей ложится большая ответственность: не всякий ребёнок, не всякий человек может выдержать повышенное внимание к своей персоне", - объясняет психолог Дмитрий Зима. Если уж очень хочется, чтобы в семье была Рогнеда или Нобель, когда малыш немного подрастёт, можно купить ему собаку и назвать её тем самым необычным именем.